четверг, 6 января 2011 г.

Структура урока классической аэробики и степ-аэробики
    Общепризнанной формой проведения занятий по аэробике является урок, и в нем традиционно выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
    Подготовительная часть урока.
    В уроке аэробики подготовительная часть представлена разминкой (warm up).
   Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.
    Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять от 6 минут, при условии теплой погоды или хорошо отапливаемого помещения, до 10 минут.
    Разминка в уроках аэробики состоит из трех частей: вводной, аэробной и prestretch (престретч)
    Основная задача вводной части разминки - создание так называемой кинестетической собранности, т.е. моральной подготовки занимающихся к предстоящей нагрузке, абстрагирование от бытовых проблем и сосредоточение на собственных мышечных ощущениях.
    Средством решения этой задачи в вводной части занятия является выполнение низкоамплитудных, изолированных движений, производимые в медленном темпе, по принципу "сверху вниз": наклоны головы " стороны, вперед, круговые движения в плечевом суставе, движения таза вперед-назад, подъемы пятки и т.д. Во время вводной части разминки должна происходить фиксация: правильного положения корпуса и постановки ног.
    После вводной следует аэробная часть разминки, которая состоит из базовых и простейших основных "шагов" классической аэробики. "Шаги" выполняются с нарастающей амплитудой и акцентом на правильную технику. При этом они могут соединяться в простейшие связки или следовать один за другим по принципу линейной прогрессии. Grape wine и Lunge в разминке не используются, так как при нерастянутых подколенных сухожилиях выполнение "шага" на прямую ногу может привести к травме.
   В степ-аэробике, помимо "шагов" классической аэробики в разминку включают низкоамплитудные "шаги" степ-аэробики: Tap up, Mambo, а также специфические разминочные "шаги": Tuch hill -касание степ-платформы пяткой и Tuch toe - касание степ-платформы носком.
    Во время аэробной части разминки необходимо создать "эффект репетиции", т.е. дать возможность телу привыкнуть к движениям, аналогичные которым будут выполняться в основной части урока. Поэтому, целесообразно включать в аэробную часть разминки движения, выполняемые по основным направлениям зала - из стороны в сторону, по диагоналям, вперед-назад, по квадрату и т.д.
    Если аэробная часть разминки достаточно интенсивна, то в организме происходят следующие процессы:
  • повышается частота сердечных сокращений;
  • повышается частота дыхания
  • увеличивается систолический и минутный объём крови;
  • перераспределяется кровоток: кровь отливает от внутренних органов и приливает к мышцам;
  • усиливается деятельность дыхательных ферментов в мышцах, т.е. повышается способность мышц потреблять кислород.
    Все это способствует увеличению возможности кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам, переходу в процессе разминки к аэробному механизму энергообеспечения организма.
    Заключительной частью разминки является prestretch - предварительное растягивание мышц, которые будут задействованы в основной части.
    Задачи prestretch:
  • увеличить растяжимость мышц и эластичность синовиальных образований;
  • увеличить подвижность в суставах;
  • усилить кровенаполнение мышц.
    Средствами решения этих задач являются упражнения динамической растяжки, преимущественно мышц ног и поясницы. Используются как полноамплитудные движения (например, поочередные сгибания ног в позиции стойка ноги шире плеч с наклоном и опорой руками о пол), так и пружинящие движения, выполняемые в различных суставах из различных исходных положениях.
    Основная часть урока классической аэробики и степ-аэробики.
    Традиционно основная часть урока аэробики включает в себя и аэробный и силовой сегменты, однако, в зависимости от направленности урока последовательность и продолжительность составляющих основную часть урока сегментов может быть различной.
    В отдельных типах уроков, имеющих, преимущественно, аэробную направленность, силовой сегмент основной части урока может либо полностью отсутствовать, либо состоять только из упражнений на укрепление мышц брюшного пресса. За счет этого увеличивается продолжительность аэробного сегмента.
    В интервальных уроках (total body workout, step interval) аэробные упражнения выполняются интервалами продолжительностью 3-10 минут между сериями силовых упражнений. При проведении занятий с начинающими, а также с клиентами старших возрастных групп и/или имеющими отклонения в состоянии здоровья рекомендуется увеличить долю силовых упражнений в уроке, прежде всего упражнений выполняемых в положении лежа на полу (в партере).
    Продолжительность основной части стандартного часового урока, включающего в себя аэробный сегмент, заминку и силовой, или, как его часто называют калистенический сегмент, составляет не менее 45 минут.
    Аэробный сегмент основной части урока
    В этой части урока решаются следующие задачи:
  • повышаются функциональные возможности организма;
  • развиваются координационные способности;
  • изменяется состав тела в сторону снижения жирового компонента массы;
  • улучшается эмоциональное состояние занимающихся.
    Во время аэробного сегмента происходит разучивание "шагов", связок, блоков и комбинаций, а также многократное повторение разученных движений - прогон. Необходимо регулировать нагрузку таким образом, чтобы показатели ЧСС колебались в пределах целевой зоны умеренной мощности: от(220-возраст)х0.6х1.15 до (220-возраст)х0.75х1.15.
    Визуальной оценкой оптимальности нагрузки является обильное потоотделение и умеренное покраснение кожных покровов у занимающихся. Однако единственным точным критерием интенсивности нагрузки является пульс.
   Аэробная заминка
    После многочисленных повторений финальной комбинации следует аэробная заминка, состоящая из двух частей: cool down (кулдаун) и poststretch (постстретч). Основная цель cool down - снизить частоту сердечных сокращений и восстановить дыхание. Cool down может состоять из тех же "шагов" и связок, что и аэробная разминка, с той лишь разницей, что амплитуда "шагов" от начала к окончанию cool down уменьшается. Затем следует переход на марш. На марше выполняются дыхательные упражнения, способствующие восстановлению дыхания, которые сопровождаются полноамплитудными движениями рук.
    За cool down следует poststretch. Его цель - восстановить длину мышц до первоначальной. Poststretch базируется на статической растяжке, которая может проводиться в тех же исходных положениях, что и prestretch, но каждая поза фиксируется и удерживается около 6 секунд. Продолжительность cool down вместе с poststretch около 3-4 минут.
    Силовой сегмент основной части (калистеника)
   В стандартном часовом уроке калистеника, или силовой сегмент основной части занимает около 20 минут, начинается после постстретч в позиции стоя и включает в себя упражнения на большую часть мышечных групп. Задачи калистеники:
  • повысить уровень развития силовой выносливости;
  • улучшить силовые кондиции;
  • сформировать мышечный корсет;
  • скорректировать фигуру путем целенаправленного воздействия на проблемные зоны.
    Силовые упражнения в уроке аэробики могут выполняться:
  • со свободными отягощениями: гантелями от 1 до 3 кг, бодибаром (штанга в мягкой оболочке) от 5 до 12 кг, утяжелителями и т.д.;
  • в преодолении сопротивления упругих предметов: резиновых амортизаторов (ecstertubs - длинная резина с ручками, rababens - круглая резина), мячей, всевозможных эспандеров и т.д.;
  • в преодолении веса собственного тела и его частей.
    Большая часть упражнений силового сегмента урока взяты из атлетической гимнастики, исключая те, которые могут отрицательно воздействовать на состояние суставов и позвоночника. Чаще всего, проработку мышц в силовой части начинают с крупных мышц ног, ягодиц и спины (упражнения "глобального" воздействия) заканчивая более мелкими мышцами рук и пояса верхних конечностей (упражнения "локального" и "регионального" воздействия).
    Доля упражнений в партере, во избежание снижения интенсивности урока, не должна превышать 20% от общего количества силовых упражнений. Это не распространяется на группы, в которых занимаются клиенты с ограничениями по физической нагрузке.
    Заключительная часть урока
    Заключительной частью урока является stretch (стретч), который призван решить следующие задачи.
  • восстановить длину мышц до исходного состояния, так как во время выполнения силовых упражнений мышцы имеют тенденцию к укорочению;
  • умеренно развить гибкость - возможность выполнять движения в суставах с наибольшей амплитудой (увеличить подвижность суставов и эластичность мышц сверх исходного состояния);
  • создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки и облегчить психологический переход к обыденной жизни;
  • перейти в положение стоя.
    Заключительный стретч включает в себя растягивающие упражнения для групп мышц, которые у большинства занимающихся растянуты слабо и могут спровоцировать травму при последующих занятиях.
    Так, недостаточная эластичность мышц и синовиальных образований пояса верхних конечностей приводит к нарушению осанки ("скругление спины"), что во время занятия создает дополнительную нагрузку на позвоночник. Плохо растянутые мышцы поясницы, сгибателей бедра (бицепс бедра, полусухожильная и полуперепончатая мышцы), а также неэластичные подколенные сухожилия могут стать причиной нарушения правильной, травмобезопасной техники движений и могут привести к травме поясницы. При недостаточной гибкости икроножных мышц возникает эффект "приволакивания стопы", что особенно ярко проявляется при движениях во фронтальной плоскости (Step-touch , Grape wine ) и провоцирует различные травмы нижних конечностей.
   В отличие от всего урока, заключительный stretch создается структурно-хореографическим методом и выполняется под выбранное тренером музыкальное произведение лирического характера.
   Stretch начинается из положения лежа на спине, в котором выполняются статические растяжки для мышц ног. Каждое положение фиксируется и удерживается в течении 8-10 секунд, выполняются поочередные подтягивания ног руками к корпусу, как прямых, .так и согнутых с фиксацией в конечном положении, разведение ног в стороны и т.д.
    Заведение ног за голову ("ноза плуга"), а также стойка на лопатках категорически запрещены, во избежание травм шейного отдела позвоночника.
    Далее осуществляется плавный переход в сед. В отличие от силовой части заключительный stretch может включать сед, так как при статической растяжке он не оказывает травмирующего воздействия на поясничную область позвоночника. В седе и в седе ноги врозь растягиваются мышцы ног (приводящие, отводящие и бицепс бедра), а также косые и боковые мышцы туловища. Выполняются наклоны вперед и в стороны с удержанием конечного положения, а также растягивание приводящих мышц бедра в положении сидя, стопы вместе, колени врозь
    Из-за возможного травмирования коленного сустава недопустимо использование растяжек в позе барьерного шага.
    Из седа следует продуманный переход в положение стоя, в котором выполняются всевозможные статические растягивания в выпадах, наклонах, а также упражнения на равновесие с опорой на одну ногу.
    Заключительное растягивание мышц - очень важная часть урока. Являясь последней, она оставляет впечатление об уроке в целом, поэтому должна быть хорошо продумана: все переходы из одного положения в другое должны быть логичны, красивы, закончены и соответствовать специально подобранной музыке. Последнее движение должно приходиться на последний аккорд фонограммы. Это необходимо для создания у занимающихся ощущения законченности урока. После этого тренеру следует поблагодарить группу за внимание.
Диетическое питание при избыточном весе и ожирении.
    В настоящее время одной из социальных проблем для развитых стран является проблема избыточного питания и борьбы с ожирением. По усредненным статистическим данным около половины взрослого населения экономически развитых стран имеет избыточную массу тела, причем распространенность полноты и ожирения имеет тенденцию к увеличению. Особенно настораживает "омоложение" ожирения в последние годы. Основными причинами этого явления считают малоподвижный образ жизни, возрастание нервно-психического напряжения (стрессы), невоздержанность в потреблении пищи, особенно рафинированных продуктов питания, богатых легкоусвояемыми углеводами и жирами. Но главной причиной быстрого прогрессирования тучности в современном обществе (по статистическим данным, в 80-90% случаев) является нерациональное питание, то есть переедание на фоне снижения двигательной активности. При этом ухудшается состояние различных органов и систем, развивается атеросклероз и другие сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, желчно-каменная и почечно-каменная болезни. Нарушения жирового обмена способствуют возникновению гастритов, подагры, эндокринных расстройств, простудных заболеваний, приводит к преждевременному старению. Ожирению способствуют также наследственные конституциональные особенности.
    Массу тела называют избыточной, если она на 5-14% выше нормальной. Если масса тела более чем на 15% превышает норму, это свидетельствует об ожирении как болезни. Для полноценной жизнедеятельности организма необходимо строгое количественное соотношение между расходами энергии и ее поступлением. Недостаток мышечной деятельности следует компенсировать активным досугом или регулированием пищевого рациона. При этом следует учитывать, что рацион современного человека характеризуется не только повышением энергетической ценности, но и изменением качественного состава.
     Возросло потребление жирных сортов мяса, очищенных и высококалорийных продуктов (рафинированные жиры и сахар, пшеничный хлеб и булочные изделия из сдобного теста, макароны, кондитерские изделия). Эти продукты характеризуются хорошей усвояемостью, способствуют жиронакоплению, дают большое количество энергии. Ожирению способствуют редкие и обильные приемы пищи, злоупотребление специями, возбуждающими аппетит, а также алкогольными напитками, которые ослабляют самоконтроль за потреблением пищи и сами являются источником энергии.
    Для людей склонных к ожирению или уже имеющих выраженное его проявление, следует применять диетотерапию, важнейшим принципом которой является снижение энергетической ценности рационов на 20-50% за счет углеводов и отчасти жиров. Однако диета при этом должна содержать достаточное количество белков (не менее 90-100 г в сутки). Это необходимо для предупреждения потерь тканевого белка, повышения энерготрат за счет усвоения белковой пищи, создания чувства сытости. В суточном рационе должно быть 400-500 г таких белковых продуктов, как мясо, рыба, творог, нерыбные морские продукты, яичный белок. Желательно потребление нежирных сортов мяса и рыбы в отварном виде. Количество углеводов в питании следует резко ограничить прежде всего за счет сахара, кондитерских изделий, сладких напитков (до 100-200 г в день). Исключаются из рациона варенье, джемы, конфеты, пирожные, сдобные и слоеные булочные изделия, макароны. Ограничиваются каши, за исключением гречневой. Суточное потребление хлеба должно составлять 100-150 г. желателен ржаной, белково-пшеничный или белково-отрубяной хлеб. Из овощей рекомендуются без ограничения свежая капуста, редис, огурцы, помидоры, кабачки, тыква, из фруктов и ягод - кислые и кисло-сладкие сорта яблок, цитрусовые, крыжовник, смородина, клюква. Овощи лучше есть сырыми, так как в них содержится тартроновая кислота, препятствующая превращению в организме углеводов в жиры. Количество жиров в рационе снижают до 80 г. Они дольше задерживаются в желудке, уменьшают возбудимость пищевого центра, устраняя чувство голода, а также повышают активность ферментов, стимулирующих энергетическую утилизацию жира в организме. Увеличивается доля растительных жиров (40-50%), используемых для приготовления пищи, включая добавление их в салаты и винегреты. Эти жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое, хлопковое масло) содержат полиненасыщенные жирные кислоты и другие вещества, которые нормализуют жировой обмен, предупреждают жировую инфильтрацию печени, оказывают нормализующее действие но стенки кровеносных сосудов, повышают их эластичность и снижают проницаемость. Для усиления энергетического использования запасов жира в организме необходимо ограничить прием свободной жидкости (вода, напитки, чай и др.) до 1-1,2 л в день. До 5-8 г в день ограничивается потребление поваренной соли и исключаются алкогольные напитки. Не рекомендуется использовать возбуждающих аппетит продуктов и блюд - специй, пряностей и пряных овощей, крепких бульонов и соусов из мяса, рыбы, грибов, а также копченостей, солений и т.п. для достижения чувства насыщения отдается предпочтение малокалорийной, но значительной по объему пище с введением между основными ее приемами сырых овощей и фруктов.
    Необходимо соблюдать режим 5-6-разового питания небольшими порциями с рациональным распределением дневной норм продуктов. Завтрак и обед должны быть более плотными по сравнению с промежуточным легким питанием (молочно-кислые продукты, овощные салаты, фрукты), ужинать следует не позднее, чем за 2-3 часа до сна.
    Строгий контроль за потреблением пищи необходимо сочетать с систематическим наблюдением за массой тела, нормальная величина которой является одним из важнейших показателей здоровья. Если малокалорийная диета недостаточно эффективна, можно проводить разгрузочные дни, стимулирующие обмен веществ и способствующие расходованию собственных жировых запасов организма. Их желательно устраивать в свободные от работы дни не более двух раз в неделю.
Примерные варианты разгрузочных диет.
Яблочная диета: 1,5 кг спелых сырых или печеных яблок на 5 приемов.
Картофельная диета: 1,5 кг отваренного в кожуре или печеного картофеля на 5 приемов.
Молочная диета: 1,5 л молока, кефира или простокваши на 6 приемов.
Творожная диета: 500-600 г нежирного творога 5-6 раз в день, 2 стакана чая или кофе с молоком и стакан отвара шиповника.
Мясная (рыбная) диета: 400-500 г нежирного отварного мяса (рыбы) и 500-700 г овощей (капуста, морковь, огурцы, томаты) на 5 приемов.
Салатная диета: комбинация свежих сырых овощей и фруктов по 250-300 г 5 раз в день.
Рисово-компотная диета: 6 раз в день по стакану сладкого компота, 2 раза вместе со сладкой кашей, сваренной на воде без соли. На день 1,5 кг свежих или 240 г сухих фруктов, 50 г риса, 120 г сахара.
Диета из сухофруктов: 0,5 кг размоченного чернослива или прокипяченного изюма на 5 приемов.
    В яблочную, молочную, салатную диеты можно включить 2 стакана кофе с молоком, в мясную, кроме того, 2 стакана отвара шиповника или 2 стакана чая без сахара.
В условиях санаторно-курортного лечения, для проведения лечения при избыточном весе и ожирении в амбулаторных условиях применяется следующая диета (по М.И.Певзнеру):
    Показания:
    Ожирение как основное заболевание или сопутствующее при других болезнях, не требующих специальных диет.
    Общая характеристика:
    Уменьшение энергоценности рациона за счет углеводов, особенно легкоусвояемых, частично жиров, при нормальном содержании белка; ограничение свободной жидкости, хлористого натрия и возбуждающих аппетит продуктов и блюд.
    Химический состав и энергоценность:
    Белки — 90-110 г (60% животные), жиры — 80 г, углеводы — 150 г, энергоценность — 1700-1800 ккал.
    Рекомендуемые продукты и блюда:
    Ржаной, белково-пшеничный и белково-отрубяной хлеб (100-150 г в день). Овощные супы с небольшим добавлением крупы, щи, борщи, окрошка, свекольник; 2-3 раза в неделю супы на слабом мясном или рыбном бульоне с фрикадельками (до 250-300 г за прием). Мясо, птица, рыба — нежирные сорта — в отварном, запеченном или тушеном виде, говяжьи сардельки или студень. Продукты моря (паста "Океан", мидии, креветки и т.п.) — до 150-200 г в день. Молоко и кисло-молочные продукты, творог, сыр - нежирные виды и сорта. с ограничением можно использовать гречневую, ячневую и перловую крупы. Овощи и фрукты используются широко, во всех видах, частью обязательно сырыми.
    Исключаемые продукты и блюда:
    Изделия из пшеничной муки высшего и 1-го сорта, сдобного теста. Картофельные, крупяные, бобовые, макаронные супы. Жирные сорта мяса, птицы, рыбы; колбасы, копчености, мясные и рыбные консервы. Жирный творог, сыры, сливки, рис, манная и овсяная крупы, макаронные изделия, бобовые, сладкие сорта плодов и ягод. Сахар, кондитерские изделия, варенье, мед, сладкие соки, какао. Мясные и кулинарные жиры, жирные и острые закуски и соусы, майонез, все пряности и специи.
    В последнее время становится модным при излишней полноте или ожирении самолечение голоданием. Действительно накоплен некоторый опыт лечения отдельных заболеваний длительным (2-4 недели) голоданием. Однако механизм действия лечебного голодания изучен еще недостаточно. Есть данные о благоприятном действии лечения голодом при шизофрении, заболеваниях центральной нервной системы, возникших вследствие инфекций и интоксикаций, при заболеваниях органов пищеварения, суставов, кожи, при бронхиальной астме. Но такое лечение должно осуществляться только в специальных отделениях больниц после детального обследования больного и под строгим врачебным контролем: самолечение может не только не дать необходимого эффекта, но и чревато серьезными нарушениями в организме. В связи с этим возможны, например, резкое падение артериального давления, аритмия сердца, нарушение психики, гиповитаминозы с явлениями полиневрита, поражениями кожи и волос, малокровие. Могут произойти необратимые изменения в печени, почках, кишечнике, и восстановить их структуру иногда бывает невозможно. Описаны смертельные случаи при голодании от сердечной недостаточности в связи с изменениями мышц сердца. Следует иметь в виду, что возобновление питания после длительного голодания сопровождается интенсивным отложением жира. Во время голодания в организме расшатываются системы регулирования, сигналы о насыщении приходят из мозга с большим запозданием, и поэтому после голодания человек быстро набирает исходный вес. Всего несколько дней человек может обходиться без пищи, не опасаясь вредных последствий. Поэтому для снижения избыточного веса рекомендуется применять гораздо более надежный способ - ограничение в еде и повышенная двигательная активность. Для этого можно использовать малокалорийные диеты в сочетании с разгрузочными днями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий